Российская компания "Газпром" предупреждает о прекращении транспортировки газа через Украину.

Об этом вчера, 20 марта, сообщил директор украинской компании "Нафтогаз" Андрей Коболев в интервью изданию "РБК-Украина".

Коболев сообщил, что компания из России высылает официальные уведомления в страны Европы о том, что с 1 января 2020 года транспортировка газа через территорию Украины будет прекращена.

Контракт компаний "Газпром" и "Нафтогаз" о транзите газа истекает в 2019 году. Ранее в Украине заявляли, что после завершения контракта вся газотранспортная система страны будет невостребованной. Согласно подсчетам экспертов, после прекращения транзита газа через территорию страны, бюджет Украины потеряет порядка 3 млрд. долларов в год.

Для сохранения транзита в Украине планируют провести анбандлинг - передать газотранспортную систему под управление новому независимому оператору. Права управления на украинскую ГТС будут переданы с 1 января 2020 года, а для осуществления транзита новому руководству необходимо будет заключить договор с "Газпромом", однако переговоры проходят с большими трудностями. 

"Так вот для того, чтобы подписание договора стало возможным, у нас довольно простая переговорная позиция: "Либо "Газпром" подписывает контракт, и тогда вопрос обесценивания ГТС автоматически исчезает из нашего иска, либо, извините, но вам придется это компенсировать". Исходя из моего опыта работы с "Газпромом", я уверен, что самая плохая идея – приходить к ним на переговоры, не имея позиции.", — сказал он.

По словам Андрея Коболева, окончательное решение о прекращении транзита может принять только президент Российской Федерации Владимир Путин, у которого, вероятно, имеются несколько сценариев развития событий - как полностью отменить транзит газа с целью давления на европейцев, так и временное бронирование газотранспортных мощностей. 

"И дальше есть еще два варианта развития событий. Первый предполагает, что лидеры европейских стран скажут российскому президенту: "К нам едет американский сжиженный газ. Он, конечно, будет стоить несколько дороже, чем ваш газ, но мы справимся". Второй вариант – европейцы говорят, что "все пропало", "у нас нет газа" и давайте прессовать украинцев, как это, кстати, было в 2009 году, чтобы они согласились на любые условия транзита. И быстро дадут разрешение не только на строительство "Северного потока-2", но и всех отводных газопроводов, необходимых для его функционирования", - делает прогнозы Коболев. 

По мнению Коболева, Украина имеет высокие шансы выиграть арбитражный иск на 12 млрд. долларов, которые будут выплачены как компенсация за амортизацию украинской ГТС.

Также в компании произвели расчеты потребности газа при наиболее жестком сценарии, если Россия все-же решит перекрыть транзит газа через Украину. Для этого в хранилища требуется загрузить порядка 20 млрд. кубометров газа. 

"Мы проводили оценку, что нам нужно для того, чтобы пережить самый жесткий вариант. Чтобы пройти эту зиму, нам нужно закачать в "подземку" на три миллиарда кубометров газа больше того, объема, который мы туда обычно закладываем. Тогда мы скажем: "Россияне снова угрожают провокацией, но Украина газом обеспечена". Я сомневаюсь, что в такой ситуации нам оставят открытыми газотранспортные коридоры от наших европейских партнеров. Мы помним 2014 год, когда Венгрия нам "закрутила кран" раньше времени (в сентябре 2014 года за день до трехсторонних переговоров между ЕС, Украиной и РФ, Венгрия приостановила поставки газа в нашу страну, мотивируя это решение ростом спроса на своем внутреннем рынке - прим. РБК Украина). Мы надеемся, что так не поступят наши партнеры в Словакии и Польше. Но надо быть готовыми к тому, что если у них будет дефицит, то такой риск существует", - отмечает Коболев. 

Министр энергетики России Александр Новак ранее сообщал, что РФ невыгодно транспортировать газ через Украину. Главной проблемой является устаревшая газотранспортная система, из-за которой транспортировка топлива обходится в 2-2.5 раза дороже, чем транспортировка газа маршрутами "Ямал-Европа" и "Северный поток-1".