rss feed#ГорловкаNews #НовостиДнр

В 2020-2021 учебном году Министерство образования и науки ДНР ввело в школьную программу новые учебные курсы. В частности – «Основы религиозных культур и светской этики», «Индивидуальный проект» и «Россия в мире».

Представители Донецкого республиканского института дополнительного педагогического образования рассказали об особенностях перехода на российские стандарты и деталях внедрения новых школьных предметов.

С 2020-2021 учебного года предмет ОРКСЭ введён в четвёртом классе и включает в себя шесть модулей: «Основы православной культуры», «Основы исламской культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики».

«Этот предмет является обязательным для изучения. Новшеством стала сама технология ведения предмета. Мы в своих рекомендациях обращаем внимание на то, что по выбору родителей (законных представителей) детям преподается один из этих шести модулей. Насколько мне сейчас известно, родители выбирают разные модули. Многие выбирают «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Предмет, подчеркиваю, носит исключительно светский, культурологический характер. Основное внимание в модулях уделяется воспитанию детей и таким ценностям, как любовь, милосердие, отношение ко злу. Во всех религиях эти ценности общечеловеческие. Ни один модуль не преследует цели вероучения, не преследует цель трансляции догм для детей. Школа была, есть, и, наверное, всегда будет светским учебным заведением», – сказала в интервью «ДВ» методист отдела общественных дисциплин ДонРИДПО Оксана Хаталах.

Как будет организован учебный процесс, если одна часть школьного класса выберет один модуль, а вторая – другой? По словам Оксаны Хаталах, это довольно сложный технический вопрос. Раньше, он решался таким образом: предмет ставили первым или последним уроком, и те ученики, которые, например, изучали факультатив «Христианская этика», приходили на этот предмет раньше или оставались на него позже.

«Этот вопрос решает классный руководитель вместе с родителями на собрании. Идеальный вариант, когда родители достигают консенсуса. Поэтому, кстати, как правило выбираются два модуля – «Основы мировых религиозных культур» и «Основы светской этики». Потому что эти модули универсальны и устраивают семьи любого вероисповедания. Особенно хочу обратить внимание, что педагоги при работе с этим курсом не привлекают священнослужителей и не водят детей на экскурсии в храмы», – подчеркнула Хаталах.

В текущем году ОРКСЭ начинают вести преподаватели начальной школы. Ранее в региональной системе образования уже были курсы повышения квалификации, которые включали в себя подготовку преподавателей, работающих с курсами культурно-религиозного направления. И сейчас в ДонРИДПО уже запланированы семинарские занятия и вебинары для таких педагогов, а также курсы повышения квалификации.

Знания ученика по ОРКСЭ оцениваются вербально – то есть оценкой является словесная характеристика результатов действий школьника – «молодец», «оригинально».

Несмотря на то, что на Донбассе проживают представители многих национальностей и вероисповеданий, в практике образовательного процесса конфликтов среди школьников на религиозной почве никогда не было:

«В Горловке и Снежном, где читается факультативный курс «Библейская история и христианская этика», насколько мне известно, всё очень мирно и дружно. Ведь большую роль при работе с таким курсом играет учитель. Педагоги большие молодцы, они подают этот факультатив так, что его посещают дети из очень разных семей, которые исповедуют разные религии. Все делают один вывод: в чём-то мы разные, но общечеловеческие ценности у нас одинаковые».

В ДонРИДПО также рассказали о других школьных курсах, введённых в этом году.

Заведующий отделом управления образованием и аттестации ДонРИДПО Сергей Галкин в интервью «Донецкому времени» отметил, что курс «Индивидуальный проект» – это «принципиальное новшество, которое кардинально меняет подход к образовательной деятельности».

«По итогам обучения дети должны научиться проводить исследовательскую деятельность и разрабатывать проект, который впоследствии должны защитить. Мы обсуждаем не просто отдельный учебный предмет, мы говорим о глобальном подходе к новой познавательной сфере – научить ребенка исследовать окружающий мир в своих интересах», – сказал Галкин.

Для 10-11 классов на курс «Индивидуальный проект» предусмотрен один час в неделю. Оценка в аттестат идет точно так же, как и по любому другому предмету.

Методист отдела управления образованием и аттестации Татьяна Гайманова сформулировала задачу курса так:

«Государственные образовательные стандарты на всех уровнях предусматривают формирование универсальных учебных действий, среди которых есть, в том числе, метапредметные компетенции. Так вот, работа по этому проекту – это как раз формирование метапредметных компетенций. Для того чтобы их сформировать, нужно обучать ребенка на протяжении всей его школьной жизни».

По словам Гаймановой, школьники пока ещё только начинают эту работу, поэтому для учеников 10-11классов это предмет новый и достаточно сложный. Дети в течение первого месяца выбирают себе тему исследования, и под руководством тьютора (консультанта) готовят проект. В 11 классе эти проекты выпускники будут защищать на школьной, городской или Республиканской конференции.

«Это может быть индивидуальный или групповой проект, но они его готовят во внеурочной деятельности. Учителя выполняют роль консультантов. Пока детям трудно, так как они плотно не знакомы с проектной учебно-исследовательской деятельностью. Поэтому, наших учителей ждёт большая внеурочная нагрузка», – сказала Татьяна Гайманова.

Что касается курса «Россия в мире», то с его преподаванием возникли сложности. По словам методиста отдела общественных дисциплин ДонРИДПО Оксаны Хаталах, в Российской Федерации существует несколько вариантов изучения истории на уровне среднего общего образования.

«Один из вариантов предполагает изучение предмета «Россия в мире» вместо предмета «История». Применение такого варианта в школах Республики в текущем году связано с определенными сложностями – недостаточное учебно-методическое обеспечение нового курса. При этом должна отметить, что школа сама определяет – вводить новый курс в образовательную программу или нет», – сообщила Оксана Хаталах.

Источник