rss feed#ГорловкаNews #НовостиДнр #ИнтервьюИАналитика #ЭтоИнтересно #ВажныеНовости #Эксклюзив #НовостиКультуры

На прошлой неделе в донецком кинотеатре «Звездочка» при содействии Общественной палаты Донецкой Народной Республики открылась персональная выставка «Какой твой путь, Донбасс?» польского фотокорреспондента Давида Худжеца. Что привело гражданина Польши в ДНР и о чём его выставка, читайте в подготовленном материале.

- Давид, давай поговорим о Донбассе. Ты родом из Польши. Расскажи, что привело тебя в Донецкую Народную Республику? И чем ты занимался до приезда в ДНР?

- До приезда в ДНР я работал в Польше на стройках, увлекался политикой, историей и философией. Когда в Донбассе разворачивались военные действия в 2014 году приехал в ополчение, чтобы помочь жителям ДНР. Я разделял точку зрения и поддерживал сопротивление, которое Донбасс оказывал Украине. Тогда меня спросили, что я выберу: служить в армии или работать в СМИ, я ответил, что буду делать то, что необходимо. Однако в тот момент здесь (в ДНР - прим. ред.) не было польских журналистов и мне выпала возможность им стать. Я показывал всё, что происходило в Республике не только польской аудитории, но и другим странам. Более того, те материалы, которые представляли западные и украинские СМИ, никак не совпадали с реальностью происходящего в ДНР. Поэтому я считал, что быть в информационном поле - правильное решение. При этом у меня не было цели становится журналистом. Но я понимал, что если не сделаю этого, то никто не сделает. Я обязан был говорить и показывать правду.

- Насколько мне известно, ты получил паспорт гражданина ДНР. Почему было принято такое решение?

- Если я здесь живу, то должен быть гражданином законно или быть на правах иностранца. Но мне кажется, что я достаточно сделал для того, чтобы обоснованно иметь гражданство Республики. Я считаю, что все люди, которые проживают в Донецкой Народной Республике, обязаны иметь местное гражданство.

- Как твои близкие отнеслись к тому, что ты стал жить здесь и, более того, принял ещё одно гражданство?

- Поддерживают меня.

- Ты планируешь свою жизнь связать именно с Донбассом или по окончании военных действий вернёшься обратно в Польшу?

- На этот вопрос сложно ответить. Когда я приехал впервые, то должен был находиться здесь всего лишь месяц, но события затянулись. Далее я думал, что всё закончится в 2015 году и я вернусь домой, а теперь я уже ни в чём не уверен. Сложно предположить, что я буду делать дальше после окончания военного конфликта. Но ещё более сложно предположить, какой будет страна после этого. Собственно, от этого и зависит, останусь я здесь или нет.

- По приезду в ДНР ты занимался в основном освещением военных действий. Скажи, разве не было страшно снимать все эти события? Какие мысли возникали в момент съёмки под обстрелами?

- На самом деле, некогда было думать об этом. Конечно, во время обстрела приходилось оценивать ситуацию для того, чтобы понимать, какие шансы и риски для жизни. И потом, если мне будет страшно, то кто это сделает за меня? Тогда зачем туда ехать?

- За последние три года я не видела видеорепортажей в твоём исполнении. В основном ты стал снимать фоторепортажи о спортивной и культурной деятельности Донбасса. Почему изменилось направление в корреспондентской деятельности?

- Я снимаю фоторепортажи о военных действиях, но реже, так как изменились возможности. Спорт и культура — это, можно сказать, другая жизнь Донбасса. Я всегда говорю о том, что военные корреспонденты, которые освещают только войну и не показывают мирную жизнь, они не показывают ничего. Тоже я могу сказать о тех журналистах, которые рассказывают только о мирной жизни и молчат о войне. Должно быть всё объективно. Но если в общих чертах, то мне больше нравится снимать спорт и культуру.

- А что тебя в этом привлекает?

- В спорте человек работает над собой как внутренне, так и внешне. Он ежедневно побеждает и делает себя лучше, а это совпадает с моей философией жизни, поэтому мне нравятся подобные съёмки. Спортивная фотография – живая. В ней нет никакой постановки. Спортсмен проживает свой момент жизни здесь и сейчас, а мне удаётся его запечатлеть.

- Как думаешь, что сложного в репортажной съемке?

- Не знаю. Не думал об этом. Единственное, бывает так, что нет настроения на съёмку, а её необходимо делать. Здесь нужно преодолеть себя и выполнять работу.

- Кого из известных личностей ты хотел бы сфотографировать?

- Никого. Для меня важнее сфотографировать увлечённо играющего ребёнка или любого другого человека, занятого каким-то делом, потому что в такой момент будут настоящие эмоции. Именно эти моменты другие фотографы могут упустить из виду, но при возможности всегда смогут снять известную персону. Но так ли интересен будет кадр с известной личность? Не думаю.

- Твоя фотовыставка имеет риторическое название «Какой твой путь, Донбасс?». Почему именно такое название?

-Мне кажется, что многие забывают, каков путь у Донбасса. Мне хочется, чтобы люди помнили и задумывались о том, куда и как идёт Донбасс. Эта выставка — попытка вспомнить о тех событиях, которые были на протяжении всего времени. Я знаю ответ на вопрос «Какой твой путь, Донбасс?». Но отвечать на него не буду. Мне хочется, чтобы зритель сам подумал и проанализировал, почему именно так я назвал свою выставку, почему использованы именно эти фотографии, почему именно в таком порядке были выставлены снимки.

- В одном из интервью ты сказал, что данная выставка поедет в Россию. Расскажешь об этом подробнее?

- На данный момент я не хочу обсуждать конкретно это событие. Но могу сказать одно, что в России есть люди, которых заинтересовали мои работы, и они хотят, чтобы данные снимки были там представлены. Выставка поедет практически сразу по завершению показа в Донецке.

- Это твоя первая персональная фотовыставка? Какие эмоции ты испытывал в день её открытия?

- Да, первая. Очень много внимания направлено в мой адрес. Не могу сказать, что мне это неприятно, скорее наоборот. Но я больше хотел бы, чтобы говорили о моих фотографиях, а не обо мне.

- Твоя фотовыставка представлена в монохроме. Чем тебе нравятся чёрно-белые снимки? 

- Переводя снимок в ч/б, я акцентирую внимание зрителя только на то, что считаю главным в конкретном снимке. Иногда цвет мешает для восприятия информации. Я не утверждаю, что цветные фотографии – плохо, а чёрно-белые снимки — круто. Нет, иногда по художественному замыслу такой приём бывает крайне необходим. Но в основном предпочтение отдаю больше черно-белым фотографиям.

- Давид, ты снимаешь много фоторепортажей. В среднем альбом с готовыми снимками для публикации состоит из 40-60 снимков. Сколько ты сделал фотографий о Донбассе за 6 лет, считал эту цифру?

- Полгода назад я разбирал архив и там было около 65-67 тысяч фотографий, сделанных мной для сайта, на котором я работал. Также у меня есть и другие снимки, например, фотосессии. Поэтому можно сказать, что порядка 100 000 снимков точно будет.

- Почему из такого количества снимков на выставке представлена только 21 работа?

- Это максимальное количество снимков в хорошем качестве и большом формате, которое я мог разместить на той стене, выделенной в кинотеатре.

-Дай своё определение: фотография - это...

- Фотография бывает разной. Сэлфи — тоже фотография. Поэтому скажу так, фоторепортаж — это видение момента и возможность сделать из него сюжет, показать то, что не очевидно на первый взгляд. А если обобщить, то фотография – это всё же манипуляция.