О тенденциях к монополизации рынка маршрутных перевозок ДНР, а также о масштабных проблемах сферы рассказал Сергей Сверчков, депутат НС ДНР фракции "Свободный Донбасс", зампред Комитета по транспорту и связи в своем интервью изданию DNR LIVE.

Монополизация

"Монополизации пока еще нет, но появился бизнесмен, который может себе позволить приобрести и содержать большой автобусный парк. Приблизительно полтора года назад он приобрел 2 макеевских АТП. На данный момент этот перевозчик покупает большое количество автобусов "Донбасс". Возможно, мы столкнёмся с тем, что рынок будет монополизирован", - предположил Сергей.

Текущие проблемы в сфере перевозок

"Если мы говорим о перевозках пассажиров, то надо их разделить на внутригородские перевозки, пригородные и междугородние. В каждой сфере есть проблемы, касательно внутригородских перевозок — это тариф. На сегодняшний день повышение тарифа невозможно, потому что он не будет соответствовать уровню доходов граждан. Но если государство не начнет программу поддержки перевозчиков, всё может сложиться таким образом, что почти не останется технически исправных транспортных средств".

Автобусы и стоимость проезда

"В довоенный период в Донецке на рейс выходило 1250 автобусов, сейчас — около 500. Автобусы покупались в 2008-2010 гг. На тот момент действовали программы по кредитованию, лизинг и т.д. Это были автобусы украинского производства, но им уже около 10 лет, цены на запчасти стали значительно выше.
Тарифы на проезд в общественном транспорте, которые действовали в довоенный период, просто умножили на 2. То есть с момента введения рубля в оборот, стоимость проезда варьируется в пределах 8-9 р. Однако для тарифов на перевозку это экономически необоснованно. Они всегда устанавливались решением городского совета или областного. Была целая методика расчета. На данный момент экономически обоснованный тариф по ряду маршрутов — от 12 до 15 р."

Льготники как угроза

"У нас большая проблема с компенсацией льготного проезда граждан. Согласно Закону "О социальной защите инвалидов", более 20 категорий имеют право на льготный проезд. Государство закрепило на законодательном уровне бесплатный проезд граждан льготных категорий. Но это не должно происходить за счет частного бизнеса. В довоенное время из бюджета постоянно выделялись дотации за перевозку льготных категорий, сейчас ничего не делается для поддержки перевозчиков. Например, в автобусе из 30 мест порядка 20-26 мест — это льготники"

"95% отправлений автобусов, осуществляющих перевозку по пригородным маршрутам, происходит из автовокзала ГП "Автовокзалы Донбасса". Согласно ведомости этого предприятия, порядка 60-80% людей, перевезенных через КПВВ, — это льготники"

Требования перевозчиков

"Они просят решить вопрос по компенсации льготного проезда.

Повышение тарифа — это политическое решение. Наши граждане не готовы к такому. У нас выплаты хоть и повышаются, но не на достаточном уровне. Нужна госпрограмма поддержки перевозчиков: субвенции или наш закон по 20%"

Возможное решение

"Совместно с Минтрансом меры предпринимает и Комитет по транспорту и связи. Мы подали законопроект, на основании которого в автобусах, осуществляющих пригородную перевозку пассажиров, должно находиться не более 20% льготников от общей пассажировместимости. Пригородным является маршрут, протяженность которого составляет не более 50 км."

"В нашем законопроекте заинтересованы министерства."

Также он рассказал о начале задержек с выплатой зарплат и многом другом. С полным эксклюзивным интервью изданию DNR LIVE можно ознакомиться здесь.