14 октября в Горловке проходили соревнования авиамоделистов (кордовые модели). 

Мероприятие проходило при поддержке отдела физической культуры и спорта горловской городской администрации. Организацией соревнований занимались специалисты Дворца детско-юношеского творчества, Центра технического творчества и станции юных техников.

Это не первый подобный чемпионат. Неделю назад на базе Центра технического творчества прошел первый за 15 лет турнир среди кордовых авиамоделей, в котором выступали учащиеся школ Горловки

На турнире, который проходил на площадке около магазина "Амстор", собрались спортсмены из различных клубов Горловки, Донецка, Енакиево и Шахтерска. 

9 участников представляли Центр технического творчества Горловки, горловскую станцию юного техника, Енакиевский государственный авиационный технический спортивный клуб и управление культуры администрации г. Донецка КУ Дворец культуры и техники. 

За победу сражались юниоры до 18 лет, а также спортсмены старше 18 лет. В данных соревнованиях выступали исключительно мужчины и юноши, но девушки также занимаются авиамодельным спортом, достигая высоких результатов. 

Участники соревновались в трех классах: 
- скоростные модели, класс F2A – учитывалось время, за которое модель покроет расстояние в 1 км – 10 кругов;
- пилотажные модели, класс F2B – основное внимание уделялось маневренности и точности выполнения фигур высшего пилотажа;
- модели-копии, класс F4B – в данном классе были представлены копии существующих моделей самолетов. 

Спортсмены могли принимать участие в различных классах, борясь за командное и личное первенство.
 
На этапе пилотирования требовалось показать уровень мастерства в управлении машиной. Сначала самолет совершал пять кругов, а после начинал выполнять различные трюки, делая между ними перерыв в два круга. 

Зрители увидели головокружительные фигуры высшего пилотажа – двойной поворот на горке, горизонтальные, обратные, квадратные и треугольные петли, восьмерку над головой, песочные часы и другие. Авиамодели могут выполнять все те же трюки, что и их прототипы.  

На подход участнику давалось 7 минут – замер времени вёлся от удара по винту до приземления, причем каждый элемент учитывался отдельно. Если участник не успевал вложиться во время, его приземление могли не учесть. 

Самолеты находились в воздухе до тех пор, пока у них не заканчивалось топливо, а после заходили на посадку. Судьи оценивали качество приземления, если самолет подпрыгивал, "козлил", баллы также понижались. 

Скоростные модели самолетов имели свои нюансы построения. Отличаясь большей обтекаемостью, они имели всего одно крыло, направленное в центр круга, и капотированный двигатель, что помогало достигать скорости в 300 км/ч и выше. Взлет скоростной модели производится с платформы, а приземление осуществляется на специальный костыль. 

В последнее время авиамоделирование в ДНР приходит в упадок. Прежде всего, это происходит из-за недостатка финансирования и отсутствия мест для тренировок и полётов. Некоторые материалы и составляющие возможно купить только в России. Так же обстоит дело и с топливом – модели летают не только на дизельном топливе и касторовом масле, но также на эфире и метаноле, которые непросто достать, что значительно усложняет работу авиамоделистов. 

Находится много желающих попробовать себя в авиамоделировании, но происходит значительный отсев юных спортсменов, которым подобный досуг оказывается не по карману. Авиамоделистами становятся энтузиасты, влюбленные в своё дело. 

Нам удалось пообщаться с одним из таких мастеров. Валерий Александрович Родионов, мастер спорта, призёр международных соревнований, приехал на турнир из Донецка. 
Он занимается авиамоделированием с семи лет, и вот уже 40 лет тренирует молодёжь. 

Воспитанники Валерия Александровича часто принимают участие в школьных соревнованиях в различных городах Донецкой Народной Республики, занимая первые места. Недавно они вернулись с международных соревнований, проходивших в Таганроге. На чемпионате, в котором участвовали команды из 24 стран, его команде удалось получить 6 место. 

Модели для выступлений мастер делает сам, используя древесину липы и бальзу, а также металл и пенопласт. В некоторых случаях двигатели для моделей также приходится собирать вручную. 

Для проведения тренировок требуется специализированная огороженная площадка, и Валерий Александрович не оставляет надежд организовать подобную базу для тренировок в парке города Ясиноватой. Также он планирует создать Федерацию авиамодельного спорта Ясиноватой. 

По словам тренера, он участвует в соревнованиях, получая заряд бодрости и энергии, и пока не планирует прекращать свою работу. 

Ещё одним интересным собеседником оказался мастер-конструктор из Енакиево, Алексей Нестеров. 

Он также увлекается моделированием "с юных лет и до седых бород", создавая удивительно точные движущиеся модели кораблей и самолётов. 

На соревнования в Горловке он привёз модель самолета "Русский витязь", который был построен на Путиловском заводе Санкт-Петербурга в 1913 году. Данный самолет отличался богатой историей. На нем впервые был произведен перелёт из Санкт-Петербурга в Киев, а также был поставлен рекорд по грузоподъёмности – 2,5 тонны. 

Построенный из дуба, самолет стал прототипом для создания бомбардировщиков, а после, во время гражданской войны, российской армией использовалась облегченная версия "Русского витязя" - "Илья Муромец". 

Среди моделей, созданных мастером авиамоделирования, имеется модель пожарно-спасательного самолета Б-12-ПС, а также модель крейсера "Память Азова", построенного в Кронштадте в 1899 году. Данный военный корабль был знаменит тем, что осуществил кругосветное путешествие и на нём путешествовал император Николай II.

Все участники показали высокий уровень мастерства, и даже накрапывающий дождь не помешал проведению мероприятия. Препятствием может стать сильный ветер, в остальном же полёты могут продолжаться до самых холодов. 

Победителями соревнований стали:

Пилотажные модели:
1 место - Шпаковский П.
2 место - Морозов В.
3 место - Романнков Н.

Скоростные модели:
1 место - Дорофиенко Н.
2 место - Леонов А.
3 место - Романников Н.

Модели-копии:
1 место - Романников Н.
2 место - Родионов В.
3 место - Копчук А.

По мнению организаторов, соревнования прошли успешно. Участники учли недочёты и продолжают работать, стремясь к новым высотам.

Закрытие сезона авиамоделизма проходит в последнее воскресенье декабря. Спортсмены, любители, профессионалы и просто ценители данного вида спорта собираются на 5 квартале в поле напротив гимназии "Интеллект", чтобы "размять крылья" накануне зимы. На праздник приглашаются все желающие.