rss feed#ГорловкаNews #ЭтоИнтересно

Жизнь обыкновенного школьника в будни состоит из трех частей: уроков, домашних заданий и той восхитительной части дня, когда уроки уже закончились, но мама еще не пришла с работы. Неизвестно почему, но факт остается фактом — ребенок так устроен, что умудряется максимально неэффективно использовать те несколько часов своей жизни, которые называются «второй половиной дня». Он не умеет планировать, у него слабая воля и мотивация к учебе, ребенок пока не может «чувствовать» время.

В эти часы досуга среднестатистический ребенок предается восхитительному ничегонеделанию, прерываемому изредка робкими попытками заняться уроками. Он стремительно одерживает верх над желанием разогреть обед, прежде чем его съесть, и с головой уходит в компьютер, не выныривая оттуда до вечера. В лучшем случае его вытаскивают во двор друзья. В результате вторая половина дня пропадает: ребенок и не отдыхает толком, и не работает эффективно.

Вторая половина дня: список приоритетов. С каждым годом мы наблюдаем увеличение школьной нагрузки, внеурочная занятость детей в кружках и секциях также требует большой физической и эмоциональной отдачи, а детский организм нуждается в полноценном отдыхе. Как организовать свободное время ребенка, чтобы он все успевал и при этом оставался здоровым?

Прежде всего, при организации второй половины дня родителям следует разобраться с приоритетами: что, по их мнению, для ребенка важнее всего. К примеру, схема ценностей может быть такой:

  • здоровье ребенка;
  • успеваемость в школе;
  • общение с друзьями;
  • интересы и увлечения.

Иная последовательность пунктов или появление в списке других предпочтений вовсе не говорят о том, что родители плохие, просто у них другие предпочтения, например, спорт. Конечно же, решение принимают взрослые. Тем не менее, организовывая внеурочную занятость ребенка, всегда ли родители понимают, что делают его жизнь не только более насыщенной и разнообразной, но и вычеркивают из жизни ребенка час или два, которые можно было бы потратить на игры и прогулки? Это важно помнить.

При планировании второй половины дня ребенка следует соблюдать правильную дозировку всех видов его деятельности. Необходимо отдохнуть, позаниматься и выполнить несложную домашнюю работу. Но как вместить все это в один вечер? Составляя расписание, можно руководствоваться следующими пропорциями:

  • 40% времени – отдых (в первую очередь подвижный, и лучше на свежем воздухе);
  • 25% – учеба;
  • 25% – домашние дела;
  • 10% – свободное время.

Родителям следует обратить внимание на следующее: отдых и свободное время школьника не идентичны. Отдых, как правило, разнообразен и по-хорошему организован. Время свободной деятельности необходимо ребенку, чтобы перейти от одного процесса к другому, «забыть» об одном деле и начать другое. Временной люфт не просто необходим – он неизбежен. Даже если взрослые не оставят на него времени, он все равно появится, только при этом родители будут нервничать из-за того, что сын или дочь все никак не усядутся за уроки.

Домашние задания: почему трудно и долго?

Многие родители вполне могут запротестовать: «Как же так? Мы каждый день до глубокой ночи делаем с детьми эти уроки, а вы говорите о каких-то 25% времени!»

То, что на выполнение уроков в начальной школе уходит больше одного-полутора часов, говорит лишь о том, что они делаются неэффективно. Причин этому может быть несколько:

Ребенок устал. Прежде чем усаживаться за уроки, ему следует хорошенько отдохнуть.

У ребенка стресс. Как это ни парадоксально, но уроки являются причиной стресса. Ребенок сам себя (с помощью родителей и школы) загоняет в порочный круг: «Я не успеваю выполнить заданное, я нервничаю, а поэтому еще больше не успеваю и от этого еще больше нервничаю». Выход один – сделать перерыв и успокоиться, переключиться на другое и перестать нервничать.

В комнате включен компьютер, телевизор, слышны громкие посторонние разговоры. Несмотря на уверения, что музыка помогает сосредоточиться, это не так.

Ребенок не овладел учебным материалом. Такое бывает, когда получил задание по материалу, который не усвоил. Домашняя работа способствует закреплению пройденного, а не компенсирует недостатки школьного урока. Поговорите об этом с учителем.

Как проконтролировать ребенка после школы?

Пожалуй, самая сложная задача, стоящая перед родителями, – добиться выполнения ребенком запланированного на день. Именно на этом этапе, как правило, и возникают проблемы. Какого-то общего решения здесь нет, каждой семье придется выстраивать свою цепь компромиссов, наказаний и поощрений. Однако можно предложить несколько простых советов, которые помогут взрослым организовать день.

Для начала следует составить расписание дня школьника. Оформить его поярче и разместить там, где оно постоянно будет «на глазах» у ребенка. Желательно рядом с настенными часами.

Составляя такое расписание, необходимо определить очередность различных видов деятельности. Пусть отдых сменяется учебой, а учеба – отдыхом. При этом никаких «будешь сидеть, пока не сделаешь!»!

Никогда не следует наказывать уроками. Подготовка домашних заданий, закрепление материала – это работа, а не наказание.

Систематический контроль занятости. Не следует компенсировать редкий выборочный контроль строгостью наказаний. Родителям не нужно обещать того, чего не собираются выполнять. Это относится и к наказаниям, и к поощрениям. Следует иметь в виду: для ребенка сам факт телефонного звонка родителя с целью контроля гораздо важнее текста, который он произнесет.

Мотивация ребенка. Родителям нужно подумать над тем, что для ребенка действительно важно и ценно?

Давать посильные задания и не ждать слишком многого.

Важно понимать, что не следует перекладывать родительские обязанности в вопросах воспитания и обучения ребенка на взрослое поколение неработающих бабушек и дедушек. На первый взгляд – решение логичное, ведь они уже воспитали своих детей, так что и с внуками справятся. Но их усилия могут быть тщетными, и это не зависит от возраста, дело в авторитете и назидательной позиции взрослого. Все-таки в поле обязанностей родителя входит контроль и помощь в выполнении ребенком домашних заданий, организации свободного времени.

Очень важно понимать, недостаточно просто приложить усилия к тому, чтобы ребенок делал уроки. Важно, чтобы он на самом деле их делал. Поэтому периодически следует пересматривать родительские методы воспитания. Если они не работают, значит, надо менять.

Чтобы не наступать всякий раз на одни и те же грабли, можно руководствоваться следующими принципами:

  • Не оценивать поведение ребенка только с точки зрения взрослого, родители заведомо не объективны. Следует советоваться с учителями и родственниками.
  • Регулярно менять методы контроля. Рано или поздно ребенок приспособится к любой системе и найдет лазейки.
  • Нельзя превращать организацию второй половины дня в противостояние. Важно, чтобы ребенок понимал: родители действуют в его интересах.
  • Следует менять методы наказания и поощрения в зависимости от реальных запросов ребенка. За все свои слова перед ребенком придется отвечать.

«А как же самостоятельность? – спросит иной родитель. – Надо же дать ребенку возможность самому регламентировать свою жизнь!». Все это верно, но всему свое время. Родителям необходимо продемонстрировать ребенку пример хорошо организованного дня и приучить его к порядку. В дальнейшем, отвоевав себе немного самостоятельности, ребенок употребит ее во благо.

По материалам газеты «Знамя ПОБЕДЫ», Алина КИЩЕНКО, методист методкабинета.

Источник