rss feed#ГорловкаNews #ЭтоИнтересно

В пенале каждого современного школьника обязательно есть ручка, карандаш, линейка и стирательная резинка. Последняя, кстати, ещё каких-то 30-40 лет назад была не то чтобы дефицитом, но найти ластик хорошего качества было сложно. Помните эпизод из фильма «Самая обаятельная и привлекательная», когда Надя Клюева раскрывает секрет мягкой резинки своему коллеге Володе? Сегодня же можно найти ластики какой угодно формы и цвета. Но такие, как производят одна японская фирма, даже современному школьнику сложно представить.

Стирательный конструктор

Современная Япония - одна из самых технически развитых стран мира. Высокие технологии на каждом шагу, всё автоматизировано и компьютеризировано. И всё же в этой стране есть удивительные вещи, которые никак не вяжутся с роботами, гаджетами и искусственным интеллектом. Это стирательные резинки, которые японцы не просто коллекционируют, а сделали предметом культа.

Казалось бы, кто сейчас пользуется ластиком? Упомянутые выше школьники и художники - вот, пожалуй, и всё. Почему же на него такой спрос среди японцев? Дело в том, что в стране восходящего солнца производят настоящее произведение искусства - стирательные резинки в виде всевозможной еды, машинок, самолетиков, животных и прочих интересных предметов. Но главная «фишка» таких ластиков в том, что они состоят из нескольких деталей. Их можно разобрать и собрать, как конструктор.

Эти стирательные резинки производятся компанией, основана в 1968 году Ивасаки Ёсикадзу. История её появления не менее интересна, чем продукция, которую эта компания производит.

Как изобрести велосипед

Итак, Ивасаки 18 лет проработал простым сотрудником одной из многочисленных компаний, которая занималась оптовой продажей канцелярии. В те времена японец увлекся этой темой, хорошо изучил её и решил открыть свою фирму. Правда, это громко сказано, потому что это самая фирма и производство размещались в небольшой арендованной комнате в городе Мацудо, в префектуре Тиба (на острове Хонсю, недалеко от Токио). Сначала Ёсикадзу занялся изготовлением пластиковых пеналов. Но дела шли плохо, пеналы не покупали. Японец решил перепрофилировать свою фирму и стал выпускать колпачки для карандашей. Идея оказалась более удачной, продукция Ивасаки Ёсикадзу активно продавалась. Но со временем на смену простым карандашам пришли механические, которые не нуждались в защитных колпачках. И продукция сначала резко упала в цене, а затем и вовсе перестала пользоваться спросом.

Предприимчивый японец снова был вынужден менять специализацию своей фирмы. В этот раз он решил: чтобы его продукция всегда пользовалась спросом, она должна быть не только функциональной, но и оригинальный. Ведь из всего богатства ассортимента покупатель всегда выбирает красивое или редкое. Нужно создать что-то принципиально новое такое, чего нет у других производителей, - словом, заново изобрести велосипед.

Так в 1988 году появилась первая тематическая коллекция ластиков в виде овощей: морковки, капусты, свеклы, редьки, репы и прочего. Интересная на первый взгляд идея сначала оказалась неудачной. Компании, занимающиеся реализацией канцелярских товаров, продукцию Ивасаки Ёсикадзу проигнорировали. Видимо, опасались, что покупатели не поймут такой новаторский подход к простой канцелярской принадлежности.

Японец было решил, что толку от этой идеи не будет, и свернул производство резиновых овощей. Но через пять лет к нему обратился представитель одной из оптовых фирм по продаже канцелярии и предложил рискнуть еще раз. Ёсикадзу решил, что в случае очередного провала потеряет немного, и выпустил ластики в виде овощей ещё раз. Продавец организовал рекламную кампанию - и оригинальные резинки вмиг раскупили.

Ивасаки Ёсикадзу быстро подстроился под спрос покупателей и наладил выпуск еще нескольких тематических серий ластиков. В дополнение к овощам он предложил покупателям фрукты, а также транспортные средства. И снова его продукцию мгновенно раскупили. А Ивасаки Ёсикадзу понял, что нашел свою нишу.

Вне конкуренции

Сегодня фирма IWAKO благодаря своей оригинальной продукции известна далеко за пределами Японии. И она до сих пор не имеет серьезных конкурентов. Секрет успеха фирмы кроется в интересных идеях и настойчивости её директора. Ивасаки Ёсикадзу рассказал, что в 90-х появились две фирмы, выпускающие аналогичную продукцию. Тогда «забавные ластики» находились на пике популярности и пользовались огромным спросом. Но вскоре они приелись, и конкурирующие фирмы свернули производство. Только Ёсикадзу упорно продолжал развивать свое дело. И 15 лет назад спрос на оригинальные стирательные резинки снова вырос. Поэтому фирма IWAKO не только не закрыла производство, но и нарастила объёмы.

Сегодня компания, производящая «забавные ластики», расположена в городе Ясио, префектура Сайтама. Её ассортимент насчитывает уже 450 тематических коллекций. Небольшая по меркам современного бизнеса фирма работает 24 часа и выпускает 200-250 тысяч ластиков в сутки. Каждый из них состоит из 2-4 деталей. Например, если это самолётик, то его можно разобрать на крылья, фюзеляж, пропеллер. Если это пирожное, оно разбирается на основу из теста, несколько слоев из крема и украшения в виде клубнички. Стоит отметить, что выглядит такая аппетитная стирательная резинка очень натурально. Производители предусмотрели случаи, когда ребёнок может соблазниться вкусным видом и проглотить ластик, и сделали свою продукцию абсолютно безопасной.

Конечно, в ассортименте фирмы есть и культовые японские блюда. Например, суши. Несмотря на их маленький по сравнению с оригиналом размер, у резинки в виде суши те же составляющие. С неё можно снять внешний слой из сушеных водорослей нори, а из риса извлечь рыбу. Выпуск такого ластика обыгрывает поговорку японских школьников. Если кому-то из товарищей не хватило обеда или он забыл его дома, ребёнку в шутку советуют нарисовать суши, а потом стереть, словно съел его.

Всё, что душе угодно

Неутомимой фантазии Ивасаки Ёсикадзу можно только позавидовать: овощи, фрукты, десерты, традиционные японские блюда, продукты, которые можно купить в любом супермаркете, столовые приборы, машинки, самолёта, мотоциклы, пароходы, мебель, люди, животные, насекомые, динозавры, школьные принадлежности, спорт инвентарь, музыкальные инструменты, новогодние атрибуты… Единственное, чего нет в коллекции IWAKO, - это героев аниме. Создатель фирмы считает, что мультики выходят и быстро теряют популярность, а цель его предприятия - всегда оставаться актуальным. Поэтому его ластики производятся в виде предметов, которые будут популярны в любые времена. Одна из последних коллекций посвящена бейсболу - игре, которая в последнее время стала невероятно популярной среди японских школьников.

А стоит любой такой ластик недорого. Секрет низкой цены в том, что весь процесс изготовления ластиков проходит на фабрике с помощью техники. Ёсикадзу продумывает, каким будет новое изделие его фирма, описывает его дизайнеру, уточняя все детали. Сперва изготавливается образец. Если директор его утверждает начинается производство матрицы, в которой штампуют детали. Когда части резинки готовы, её нужно собрать. Этим занимаются люди, живущие рядом с фабрикой. Местные домохозяйки только рады такой подработке, а компания сокращает затраты на транспортировку деталей. Всего на изготовление ластика (от эскиза до упаковки) уходят 3-4 месяца.

Изобретательный японец создал не только уникальный ластики, но и их культ. Его продукция заинтересовала не только школьников, но и взрослых. Они также охотно покупают целые коллекции ластиков, любуются ими и вспоминают те времена, когда в их школьном пенале были скучные прямоугольные резинки. Продукция компании IWAKO - это отличный тематический сувенир. Например, стоматологи дарят своим маленьким пациентам набор ластиков с зубными щетками и зубами; рестораны, кафе и заведения фаст-фуда презентуют сувениры в виде блюд. Тематические наборы стали хорошими подарками, например, на корпоративе.

К слову, у компании есть свой музей, где можно посмотреть на полную коллекцию продукции. Сотрудники фирмы проводят экскурсии как для детей, так и для взрослых.

По материалам Елены Богдановой, «Аргументы»