Дистанционное обучение в Горловке: организация, трудности и общие впечатления сторон процесса
С 19 марта образовательные учреждения Донецкой Народной Республики работают в формате дистанционного обучения.
В соответствии с п.1.1. Приказа Министерством образования и науки Донецкой Народной Республики от 18 марта 2020 года № 502 «Об организации работы учреждений сферы образования и науки Донецкой Народной Республики», в связи с угрозой распространения в Донецкой Народной Республике новой коронавирусной инфекции, вызванной 2019-nCoV, с 30 марта 2020 года образовательные организации осуществляют образовательный процесс с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий.
По традиции изменения в любом устоявшемся процессе вызывают разные эмоции у его участников: от понимания и принятия до негодования. «Горловка News» провела мониторинг социальных сетей и отметила ряд вопросов, которые волнуют горловчан в отношении дистанционного обучения.
Как организовано дистанционное обучение в различных типах образовательных учреждений, насколько метод дистанционного обучения эффективен с точки зрения его сторон-участников и с какими трудностями они сталкиваются? Как учить не только гуманитарные, но и точные науки, а также заниматься музыкой, спортом и танцами в формате дистанционных методик? Мы решили провести аналитику на основании опроса среди учащихся, их родителей и преподавателей различных образовательных организаций города.
Как проходит дистанционное обучение?
Дистанционное обучение основано на образовательном взаимодействии удалённых друг от друга педагогов и учащихся, реализующееся при помощи телекоммуникационных технологий и ресурсов сети Интернет.
На каких площадках проводить дистанционное обучение?
Многие современные интернет-ресурсы предоставляют инструменты для проведения вебинаров и online-обучения. Среди опрошенных были отмечены самые часто используемые платформы: Google Classroom, чаты в Viber, чаты и паблики VK, Skype, почта, сайты учреждений, где есть отдельный кабинет дистанционного обучения.
Для современных учеников, особенно старшеклассников, такой метод обучения не оказался проблемой, так как многие владеют различными гаджетами и активно пользуются интернетом. Некоторые родители учащихся младшего и среднего звена утверждают, что их знаний не хватает для того, чтобы объяснить ребёнку новый материал, особенно по предметам точных наук. Среди негативных факторов также были указаны нехватка времени у родителей и низкое качество интернет-связи.
Преподаватели, в свою очередь, считают минусом отсутствие прямого очного общения между ними и обучающимися, так как рядом нет человека, который мог бы эмоционально окрасить, создать творческую атмосферу в группе учеников. Также среди недостатков были отмечены недостаточная компьютерная грамотность обучающих (в частности, старшего поколения преподавателей) и обучаемых, отсутствие опыта дистанционного обучения. Многие преподаватели и учащиеся не готовы к такому методу преподавания, отдавая предпочтение классическому образованию.
Как учиться музыке и спорту, находясь на дистанционном обучении?
Если школьные предметы ученик как-то освоит, то осваивать музыкальные инструменты, спорт и танцы, необходимо непосредственное взаимодействуя с преподавателем, так считают руководители творческих кружков. Конечно, в сложившейся ситуации приходят на помощь родители, особенно, когда дело касается малышей, так как взрослые воспитанники уже знают определённую техническую базу и могут повторять пройденный этап, а новый материал даётся легче.
На помощь приходят видео-уроки, которые преподаватели записывают самостоятельно или прибегают к помощи уже готовых обучающих видео, которые можно найти в Интернете.
«Для групповых занятий создались группы в WhatsApp куда для обучающихся поступают дистанционные задания, а они же в свою очередь выполняют домашнее задание в видео или аудио формате (запись диктофона), для класса живописи актуально фото. Так же дополнительно в социальной сети Вконтакте была создана группа именно для дистанционного обучения, куда преподаватели выкладывают задания по групповым дисциплинам для обучающихся и родителей (законных представителей) УДО ШИ №1. Такие как сольфеджио, музыкальная литература, хор, живопись, хореография, а так же ансамбли»,-отметила директор УДО ШИ№1 г. Горловки София Потапова.
В целом, опрошенные воспитанники различных учреждений дополнительного образования отметили, что дистанционно учиться сложно, но возможно. Некоторые преподаватели отмечают, что воспитанники старшего возраста данный метод обучения воспринимают как игру и охотно выполняют все задания.
Если нет интернета или гаджетов, как быть?
На этот вопрос преподаватели образовательных учреждений отвечали, что в таком случае занятия проводятся по телефону, и лишь в редких случаях – при помощи телефонных смс.
Считают ли стунденты вузов эффективным дистанционное обучение?
На этот вопрос своим мнением в интервью поделился студент второго курса Автомобильно-дорожного института ГОУВПО «ДОННТУ» дорожно-транспортного факультета Андрей: «В данный момент дистанционное обучение единственный верный выход в сложившейся ситуации. Является ли этот метод эффективным?.. За неимением альтернатив, это здравое решение возникшей проблемы».
Если учесть все плюсы и минусы дистанционного обучения, которые озвучили опрашиваемые горловчане, то можно сказать, что однозначно к такой форме обучения преподаватели, ученики и родители не были готовы. И многим сейчас трудно принять отступление от классической формы образования. Всем без исключения приходится быть мобильными и перестраиваться на новый лад. Однако, данные временные трудности вполне преодолимы, а полученный опыт может в дальнейшем внести изменения в системе образования.