Ребенка можно отучить от воплей: «Мама, купи!»

rss feed#ГорловкаNews #ЭтоИнтересно

Планировать расходы, отличать спонтанные покупки от важных, копить на мечту – всему этому стоит учиться с детства. С ребенком, который ответственно относится к деньгам, и родителям проще: меньше хотелок, непредвиденных трат, конфликтов и недовольства жизнью. А став взрослым, сын или дочь смогут вести семейный бюджет, откладывать, инвестировать, без стеснения потребовать у шефа прибавки к зарплате. С чего начать, расскажет Анна Мусихина, академический директор и методист летней программы онлайн-школы для детей Skysmart, у которой есть курс по финансовой грамотности.

С какого возраста говорить о деньгах?

С 6 – 7 лет, когда дети начинают понимать, что такое деньги. Лучше всего через игру. Осваиваете цифры – попробуйте считать купюры. Подарите ребенку игрушечную кассу – и вперед. Обязательно расскажите, что папа с мамой деньги зарабатывают, а не получают из ниоткуда. Младшеклассники могут поупражняться в математике, считая семейные и личные расходы.

Сколько давать на расходы?

Малышам – маленькие суммы на мороженое, сладости. Хоть каждый день. Школьникам – фиксированную сумму раз в неделю, которой должно хватить на необходимое: проезд, обед в школе, что-то личное. Позволяйте также самому покупать канцелярию, пополнять баланс телефона. Старшеклассникам – раз в две недели или в месяц, как зарплату.

Нужно ли следить за тратами?

Часто представление родителей о потребностях ребенка не совпадает с детскими желаниями. Поэтому стоит обсудить, что чадо хочет купить. Сразу проговорите, что станет по карману, если эти деньги откладывать, но не диктуйте. Если же дитя спустит недельный бюджет на какую-то, как вам кажется, ерунду, не ругайте. Проанализируйте вместе, почему так вышло и как не повторить ошибку. Предупредите, что в следующий раз не станете финансировать раньше времени и он рискует остаться без обеда или денег на проезд.

Что объяснить?

Разделите стоимость вещи на количество раз использования. Чем меньше результат – тем выгоднее приобретение. То есть вещь за 100 рублей, использованная 100 раз, – лучшее вложение, чем та же вещь за 10 рублей, использованная лишь однажды. Поговорите об альтернативности: когда покупаешь что-то одно, отказываешься от другого. Машинка – альтернатива шоколадки, выбирай или то, или то. А самый действенный способ объяснить ценность денег – позволить ребенку самому их заработать. В 10 – 12 лет ребятам уже хочется быть взрослыми и самостоятельными. Самое время рассказать, что карманные деньги – это гарантированный доход, а еще может быть «гонорар» за какую-то работу или услугу.

Как оградить от спонтанных покупок?

Даже взрослым иногда сложно удержаться. Нормально откладывать некую сумму на спонтанные покупки и вам, и ребенку. Хорошая штука – список желаний, виш-лист: помогает держать под контролем хотелки. Просит ребенок очередную куклу или трактор – предложите занести это в список, рядом напишите цену. Раз в две недели пробегайтесь по списку, пусть выберет, что хочет больше всего. Тогда и покупайте. Детям постарше предложите не просто вести список, но и сразу определять приоритеты: что нужно купить сейчас, а что может подождать. Анализировать свои желания – полезный навык.

БДИ!
Не пугайте бедностью. Этих фраз лучше избегать в разговоре:

  • «Нам есть нечего, а тебе очередную игрушку подавай» или «Это дорогая вещь, не трожь ее». От таких слов у ребенка может появиться чувство вины за вашу зарплату или внутренние ограничения, которые помешают хорошо зарабатывать в будущем (хотеть жить лучше наказуемо).
  • «Рано тебя родила, лучше бы карьеру делала», «Мы все для тебя, а ты…». Еще один способ взрастить чувство вины.
  • «Нам это не по карману». Переводим: есть те, у кого карман больше, а мы – бедные, должны знать свое место. Вырастите потомственного неудачника.
  • «Вырастешь – сам купишь». Став взрослыми, такие дети действительно начинают скупать все и не могут себя контролировать. Надо же отыграться за обделенное детство.

А как надо?

Говорите, что денег хватит, если их расходовать разумно. Сегодня мы не купим симпл димпл, потому что должны заплатить за электричество, а без него нельзя зарядить телефон и смотреть TikTok. Что касается богатых-бедных, объясните: у нас в семье вот такой доход, а если ты хочешь стать крутым бизнесменом, как папа Пети, подумай, что можешь начать делать для этого уже сейчас.

Лайфхаки юного финансиста

Копить

Малышам предложите игру. Хочешь велосипед? Давай его нарисуем. Рядом приклеиваете конверт для денег и рисуете трассу с отметками нужной и промежуточных сумм. Вешаете на холодильник и запускаете по треку яркий магнит-машинку. Добавили в конверт купюр – продвинули машинку. Доехали до финиша – пора в магазин. Школьники могут записывать свои еженедельные доходы и расходы, просчитывать, сколько нужно откладывать на желанную вещь и как долго. В Интернете есть калькуляторы личного накопительного плана. Не хватает на мечту? Подумай о дополнительных источниках дохода: подарки от близких, проценты с депозита, временная работа на каникулах.

Планировать

Расскажите о способах вести бюджет. Например, метод пяти конвертов: четыре – это расходы на каждую неделю, а пятый – накопления на мечту. Или раз в месяц распределять средства на обязательные траты, откладывая 10% в копилку и 5% – финансовая подушка. Помогут бесплатные приложения для ведения бюджета.

Экономить

Приучайте анализировать траты. Можно покупать каждый день чипсы и газировку, а можно посчитать, сколько денег уйдет на эти радости за месяц, и ужаснуться. Можно ездить из школы на маршрутке, а можно иногда прогуляться одну-две остановки. Можно сразу купить то, что понравилось, а можно день-другой подумать, так ли нужна эта вещь.

Инвестировать

В 14-15 лет подросток еще не сможет самостоятельно купить облигации или акции, но может открыть депозит или завести дебетовую карту. Пусть сам изучит условия разных банков и выберет наиболее выгодные и где есть кешбэк, бонусы, подарки от партнеров.

По материалам Анны Лукьяновой, «Комсомольская правда Донбасс».

error: Контент защищён.