Когда дрожит земля. Как российские саперы обезвреживают мины в Приазовье
Обычное поле в окрестностях аэропорта Мариуполя. Совсем не по-осеннему припекает солнце, но легкий ветер разгоняет жару. А совсем рядом притаилась смерть, ею открытое пространство, в буквальном смысле, «засеяно». И сделали это украинские военные.
Более 300 мин. Каждая из которых способна уничтожить танк весом почти 50 тонн. Они вкопаны в плодородный чернозем Приазовья. Такие вот щедрые украинские «подарочки»…
«При инженерной разведке местности нами были обнаружены два минных поля, на которых в общей сложности было установлено более 300 противотанковых мин типа ТМ-62М», — по-военному кратко комментирует командир Сводного отряда разминирования Международного противоминного центра МО РФ с позывным «Днестр».
Он добавил, что каждая противотанковая мина ТМ-62М весит до 10 килограммов, причем взрывчатки в ней содержится до 8 килограммов. Смертоносная начинка на 50% мощнее тротила и представляет собой смесь с гексогеном и алюминиевой пудрой.
Смертоносные украинские «сюрпризы»
«В связи с тем, что велика вероятность установки мин на неизвлекаемость, принято решение уничтожить минное поле с помощью накладных подрывных зарядов», — пояснил «Днестр».
Он добавил, что неизвлекаемость означает, что под основной ТМ-62М может устанавливаться еще и дополнительная мина-ловушка. При попытке сдвинуть с места основную — противотанковую — сработает на подрыв ловушка.
«Также может быть установлена мина-ловушка и внутри взрывателя нажимного действия основной ТМ-62М. При попытке выкрутить взрыватель она сработает», — поделился профессиональными секретами командир саперного подразделения.
«Повелитель бури» в донбасском антураже
В 2008 году на киноэкраны вышел фильм «Повелитель бури» режиссера Кэтрин Бигелоу. Он повествует о службе американских саперов в Ираке. Кинокартина получила девять номинаций на премию «Оскар» и победила в шести из них. А в 2022 году состоялась премьера российского фильма «Однажды в пустыне», в центре сюжета которой тоже саперы, только РФ, и их работа по разминированию местности, но только в сирийской Пальмире.
Вот только вокруг — отнюдь не декорации к блокбастеру, это касается и защитного спецкостюма сапера. Называется он ОВР-2-02 — общевойсковой комплект разминирования «Сокол», весит, как рассказали саперы, в зависимости от комплектации до 30 килограммов. Костюм выдерживает подрыв ручной гранаты Ф-1 на расстоянии 20 метров. «Изюминкой» костюма стала портативная водяная система охлаждения, позволяющая бойцу комфортно работать до шести часов.
Кроме груди и спины сапера съемными бронеэлементами прикрывается шея, плечи и паховая область. Рукава и штанины тоже выполнены из пулестойкой ткани. На голове — шлем ЛШЗ-2ДТМ с прозрачным поликарбонатным забралом, оно защищает от осколков.
Стоит отметить, что русские саперы экипированы не только общевойсковыми комплектами разминирования. Бронежилеты на них повышенной защищенности, на тактических ремнях — новейшие автоматы Калашникова АК-12. Они отличаются улучшенной эргономикой — планками Пикатини на ствольной коробке и на цевье, которые позволяют крепить оптические прицелы и другое оборудование. Приклады на автоматах тоже регулируемые под индивидуальные данные стрелка.
Как заметили саперы, АК-12 сочетает в себе надежность проверенной временем конструкции Калашникова и удобность обращения.
Сапер с позывным «Резак» привычно облачается в многослойную броню. А вот кисти рук остаются открытыми: техника еще не изобрела ничего более чувствительного и ловкого, чем человеческие пальцы… Процесс одевания выглядит как облачение в водолазный костюм. Только вот сапер погружается, образно говоря, глубже: минуя царство Нептуна — прямиком в мрачную обитель Аида.
Где-то за городом прогремел взрыв…
Вместе с военными подходим к кромке минного поля. Дальше «Резак» двигается один. На разрытой земле проложен красный детонирующий шнур с узлами и ответвлениями. Все это напоминает электрическую разводку. Противотанковые мины уже освобождены от земли. На каждой из них уложена 200-граммовая тротиловая шашка.
«Сапер всегда работает один. Противотанковая мина снаряжена тротилом, а он, если подожжешь, только горит ярким пламенем. Чтобы его подорвать, нужна другая взрывчатка. Детонационный шнур заполнен другим, более чувствительным к ударам и встряскам веществом — тетрилом. Поэтому работать нужно исключительно аккуратно», — объясняет «Резак».
Он добавил, что скорость детонации шнура — 6500 метров в секунду, поэтому форс пламени передается почти мгновенно; взрыв всех мин произойдет тоже в одно мгновение.
Вдалеке на поле сапер в защитной экипировке подсоединяет детонаторы, соединенные с детонационным шнуром, с тротиловыми шашками. Работает он неторопливо и размеренно, спешить тут явно некуда. Действует «Резак» только по командам по рации от «Днестра».
Позже «Резак» также неторопливо возвращается по проходу в минном поле обратно. Подсоединяет провода от детонационного шнура к взрыв-машинке. Все остальные отходят на безопасное расстояние. «Резак» по рации докладывает о готовности:
— К подрыву готов!
— Огонь!
Посреди поля земля поднимается на дыбы гигантскими клубами дыма и пыли. Снизу просвечивает огненная корона. И все это происходит абсолютно беззвучно! Короткий грохот приходит вместе с ударной волной — через один удар сердца, спустя приблизительно полсекунды. Вслед за грохотом в небо взвилось гигантское грибовидное облако.
Как писали раньше в советских газетах, говоря об обезвреживании боеприпасов времен Великой Отечественной войны: «Где-то за городом прогремел взрыв». В этот раз взрыв прогремел за городом Мариуполь. Теперь в результате ювелирной работы российских саперов еще на одном поле в Республике по весне взойдут колосья хлеба.