Год педагога и наставника

2023 год Указом Президента России Владимира Путина объявлен Годом педагога и наставника. Его миссия – признание особого статуса педагогических работников, в том числе выполняющих наставническую деятельность.

В связи с этим корреспонденты газеты «Кочегарка ДНР» пообщались с начальником управления образования администрации города Горловка Марией Полубан и подготовили для вас интервью.

– Как Вы можете описать профессию педагога?

– Профессия педагога считается уважаемой, к которой относились с благодарностью во все времена. Учитель – это главный образец, на который ориентируются все дети во время взросления. Его задача заключается в том, чтобы не только научить ребенка входить в общественную жизнь, но и передать ему свои знания по конкретному предмету, передать ценности и сформировать разностороннее развитие гармоничной личности. Это ответственная и серьезная профессия, которая подходит не каждому. Чтобы работать педагогом, необходимо иметь соответствующее образование. Профессия педагога требует умений:
• мотивировать детей и подростков своим примером;
• не останавливаться в собственном обучении и проявлять любознательность;
• любить преподаваемый предмет;
• уважать мнение каждого ученика и проявлять к ним интерес;
• творчески относиться к учебному процессу;
• проявлять к детям дружелюбие;
• правильно организовать учебный процесс, который будет доступен каждому ребенку.
Современный учитель – профессия трудная, но интересная. Профессия педагога, во все времена, – одна из важнейших в обществе, ведь от его усилий зависит будущее наших детей, наше будущее. Это единственный человек, который большую часть своего времени профессионально занимается воспитанием и обучением подрастающего поколения.

– Каждый ли педагог является наставником?

– Каждый педагог не может быть наставником, но может, при желании, им стать, так как наставничество – это одна из форм передач педагогического опыта, в ходе которой начинающий педагог практически осваивает персональные приемы под непосредственным руководством педагога-мастера. Если рассматривать понятие наставничества в широком смысле, то каждый учитель должен быть наставником для своих учащихся: наставлять и помогать определять жизненные ориентиры, опираясь на свой опыт и знания. Будучи учителем, я считала себя наставником для ребят. Мне хотелось их наставить на путь истинный, помочь. Наставник – это старший друг, но более опытный.

– Сейчас горловская детвора обучается в дистанционном формате. Скажите, как налажен процесс? С какими трудностями сталкиваются учителя и школьники, и как они устраняются?

– К сожалению, последний два года наши дети часто обучались с использованием дистанционных технологий. Вначале это было связано с пандемией, а затем, начиная с февраля 2022 года, очный формат обучения был приостановлен потому что город постоянно обстреливался и обстреливается по сей день. Это очень небезопасно – водить детей в школу. Конечно, процесс дистанционного обучения налажен. Учителя понимают, как нужно проводить уроки в дистанционном режиме, как нужно работать с учащимися. Школьники понимают, что они в 08:00 утра садятся перед своим компьютером и занимаются. Хочу отметить, что в этом году ребятам гораздо легче, чем было в прошлом году, когда они только соприкоснулись с дистанционными технологиями. Сейчас они уже понимают, что в первой половине дня они работают так, как если бы они находились в школе. Во второй половине дня они выполняют домашние задания и те задания, которые им дает преподаватель. Конечно возникают сложности у родителей. Особенно непросто родителям малышей, которые учатся в первом классе. Конечно, ребенка нужно контролировать, его нужно посадить на уроки, с ним нужно заниматься. В этом вопросе трудно и детям, и родителям. Учителя сейчас стали активно использовать современные технологии обучения. Министерство образования и науки ДНР в августе предложило нашим педагогам на бесплатной основе использовать цифровой образовательный контент академии просвещения РФ. Его можно сравнить с библиотекой – туда заходит учитель, скачивает любой материал на выбранный урок по любой теме. Он может взять видео урок или любой другой материал для каждого класса. Мы подписали и наших учащихся. Ребята тоже могут заходить на этот портал и черпать информацию. Кроме того, наши учителя активно работают в режиме ВКС, выставляют, особенно, для малышей, образовательные уроки. На сегодняшний день каждое общеобразовательное учреждение избрало свою стратегию реализации дистанционного обучения, в зависимости от технических и других возможностей. Самая предпочтительная, заключается в полноценном использовании специализированных образовательных онлайн-платформ, которые были созданы специально для удалённого обучения школьников. Это платформы с готовым контентом для самостоятельной работы дома типа Яндекс.Учебник, Учи.ру, ЯКласс, МЭШ, РЭШ, InternetUrok.ru)., доступ к которым открыт для каждого ученика, родителя бесплатно. Многие общеобразовательные учреждения уже перешли полностью, некоторые частично на образовательную on-line платформу Сферум, которая позволила задать новый формат обучения, так как она дает возможность проводить гибридные уроки, делая стандартное образование более эффективным, дает возможность проводить групповые видеоконференции и присоединяться к ним при помощи смартфона или компьютера. Следует отметить, что дистанционным обучением охвачен каждый ребенок нашего города. Если нет технической возможности организовать обучение ребёнка через Интернет – из-за отсутствия дома компьютера, гаджетов или плохого подключения предполагается формирование индивидуального пакета заданий и использование учебников, рабочих тетрадей и прочих материалов, а также возможность контакта родителей или ребенка с учителем по телефону.

– В Горловке работает немало педагогов с многолетним опытом, особенными заслугами и наградами. Кого бы Вы выделили в особенности?

– В тех условиях, в которых работают наши педагоги, можно с уверенностью сказать, что они все герои. Они все работают с полной стопроцентной отдачей, поэтому выделить, что кто-то работает лучше, кто-то работает хуже, я не могу и не хочу. Все работают одинаково. Если возникает необходимость разгружать воду, фасовать продуктовые наборы, они это делают. При этом, проводят и уроки в дистанционном формате. И никто не отказался все это делать, ведь наши учителя понимают, что люди, которые работали в тылу тоже ковали победу.

– Профессия педагога, по Вашему мнению, это ремесло или призвание?

– Профессия педагога – это призвание. Если у тебя нет призвания, то педагогом ты, в настоящем понимании этого слова, никогда не станешь. Я, сколько себя помню, наверное, с дошкольного возраста, моя любимая сюжетно-ролевая игра была игра в школу. Я никогда не играла роль ученицы, всегда была учителем. Мне мой классный руководитель, Ангелина Ивановна Трещева подарила настоящий классный журнал. И с ним я дома с подружками играла. То есть, это желание быть учителем, я думаю, родилось вместе со мной. Поэтому я считаю, что это точно не ремесло, а настоящее призвание.

– Какими навыками должен обладать педагог?

– Я бы сформулировала вопрос немного по-другому: «Какая душа должна быть у педагога?». Во-первых, он должен любить детей, уважать. Он должен в каждом ребенке видеть равного собеседника, то есть, ученика, с которым можно разговаривать на равных. Любовь и уважение к ученику – это самое главное. Конечно, учитель должен быть профессионалом, это очень важно. Большую роль играют коммуникативные качества и навыки педагога. Он должен уметь общаться с учащимися, коллегами и родителями детей. Кроме того, учитель в своей работе должен быть объективным, справедливым, знающим (таким, за которым пойдут дети). Если дети будут уважать учителя, все будет хорошо: будет контакт, взаимопонимание и хороший ученический коллектив.

– С какими словами Вы бы обратились к ребятам, которые только заканчивают школу и хотят связать свою жизнь с педагогикой?

– По инициативе Министерства образования и науки ДНР мы в нашем городе в трех школах открыли психолого-педагогические классы. Предварительно мы провели опрос родителей и ребят – хотят ли они заниматься в этих профильных классах. И когда мы получили одобрение, поддержку от них, было принято решение об открытии психолого-педагогических профильных классов. Работа в этих классах направлена на профессиональную ориентацию ребят. Отмечу – когда начали работать эти классы в трех школах, к нам поступили предложения от родителей, чтобы такие классы открывались и в других школах. Это говорит о том, что профессия педагога востребована и желанна для наших ребят. Каждый год наши дети поступают в педагогические ВУЗы и получают профессию учителя. Ребятам повезло тем, что мы живем в Горловке, где есть наш родной педагогический институт. Ректор, Светлана Александровна Кочетова, заинтересована в сотрудничестве со школами, в сотрудничестве преподавателей и ребят, в сотрудничестве на уровне «преподаватель ВУЗа – преподаватель школы». У нас сложились очень тесные взаимоотношения. Ребята приходят на экскурсии в институт. То есть, у наших школьников есть прекрасная возможность продолжить обучение и получить профессию учителя. Ребятам, которые хотят связать свою жизнь с профессией учителя, я желаю следующее: «дерзайте, получайте знания, любите и уважайте своих учеников!».

– В чем сложности и положительные моменты профессии педагога?

– Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут заниматься люди со склонностью и любовью к этому делу. Эта профессия сложная, трудоёмкая, но жизненно необходимая для дальнейшего развития общества. Профессия педагога, плюсы и минусы которой мы сейчас рассматриваем, требует от человека большого терпения. Нужно уметь найти ко всем без исключения подход и убедить в необходимости получения образования. Среди положительных моментов я могу отметить следующее – когда твои ученики достигают поставленных целей, когда ты видишь результат своего труда, когда встречаешь своих выпускников, которые стали хорошими людьми. Правильно говорят, что главное в жизни – быть человеком. И когда ты видишь, что твой выпускник – настоящий человек, он любит свою Родину, любит свою землю, делает все для того, чтобы принести пользу людям и обществу, конечно же, любит свою семью. Для меня, как учителя, это самая высокая награда.

– Расскажите, в каком состоянии в Горловке находится инфраструктура, оснащение образовательных учреждений?

– На сегодня в нашем городе функционируют 52 школы, 52 дошкольных учреждения, 7 учреждений дополнительного образования, есть учебно-производственный комбинат, межшкольные мастерские, методическая служба, психологическая служба… То есть, сеть образовательных учреждений достаточно сильная и мощная. Учреждения расположены по территории всего города, у детей есть прекрасная возможность посещать школу практически в шаговой доступности от дома. Но в течение последних девяти военных лет, в городе нет такого учреждения, которое бы не пострадало. Но, благодаря главе нашего города Ивану Сергеевичу Приходько, все проблемы решаются, своевременно устанавливаем окна, закрываем пленкой, чтобы сохранить тепловой контур наших учреждений. Что касается оснащения, недавно мы только обсуждали, что мы в каждое дошкольное учреждение приобрели комплект игрового, дидактического и спортивного оборудования. Я хочу сказать, что в последний раз мы такое оборудование покупали за средства бюджета при Советском Союзе. То есть, все оборудование, которое у нас есть, оно, практически все родом из СССР. Возобновился этот процесс, обновления, закупки оснащения учебных учреждений, как ни парадоксально, во время войны. Начали делать ремонты, приобретать компьютерную технику, укреплять материально-техническую, учебно-методическую базу. Конечно, неоценимая помощь оказывается Россией. Как говорят, друг познается в беде. И когда Донбасс попал в беду, первой, кто протянул руку помощи, была наша большая Родина, наша Россия. Сейчас нам очень хорошо помогают наши шефы-кураторы Кемеровской области. Нам оказывается очень большая помощь в различных направлениях. Мы получили посуду для пищеблоков, компьютерную технику, арочные металлодетекторы, нам восстановили остекление в нескольких школах, мы получили учебники. Помимо того, что учебники нам были выделены Министерством просвещения РФ, нам еще их предоставил и Кузбасс. Такая всеобъемлющая помощь позволит нашим учреждениям соответствовать всем требованиям и нормам.

– Как в городе организовывается внешкольная деятельность?

– У нас сеть учреждений дополнительного образования сохранена. Всего в городе 7 УДО. Сейчас они работают в дистанционном формате. Мы очень надеемся, что очень скоро мы сможем посадить детей за парты, вернуть наших малышей в дошкольные учреждения и, естественно, начнут работать учреждения дополнительного образования. Наши педагоги не уехали из города, все на месте, поэтому мы готовы принимать детей.

– На какие аспекты в школах делается особый упор в текущих обстоятельствах?

– Сейчас наши ребята приняли решение принять участие во Всероссийском движении «Движение первых». Во всех школах будут организованы первичные ячейки движения и наши ребята, я уверена, будут участвовать во всех мероприятиях и нести своим сверстникам любовь к родному краю, к истории, к ближнему, желание знать культуру и историю своей страны, быть толерантными. Также я хочу отметить, что в Республике создан совет старшеклассников и его председателем является наша девочка, Чичкан Полина, ученица 10-го класса школы №53. То есть, наши ребята принимают активное участие в общественной и гражданской жизни нашей Республики. У нас действует городской совет родителей. Мы обсуждаем все вопросы, которые появляются в образовании. Он создан впервые. Родители выступают с предложениями, мы обсуждаем различные вопросы.

– Какие тематические мероприятия запланировано провести в 2023 году педагога и наставника?

– В рамках года педагога и наставника пройдет целый ряд тематических мероприятий. Отдельно хотелось бы отметить Республиканский конкур «Педагог года ДНР». Он проходит с целью выявления и поддержки творческих работающих педагогических и руководящих работников образовательных организаций ДНР, повышения престижа профессии педагога, распространения передового педагогического опыта. Конкурс будет проводиться по следующим номинациям: «Педагог общего образования», «Директор года», «Воспитатель года», «Педагогический дебют», «Педагог-психолог года», «Дефектолог года», «Логопед года», «Педагог дополнительного образования», «Классный руководитель года», «Мастер года».

Профессия учителя сложна, но интересна. Она во все времена была и остается одной из важнейших в обществе, ведь от усилий представителей данной сферы деятельности зависит будущее наших детей, наше будущее.

По материалам Анны Саламатиной, газета “Кочегарка ДНР”.

 

error: Контент защищён.