Карловский лес в топонимике Енакиево

В окрестностях Енакиево расположено много достопримечательностей и памятных мест, которые о многом могут рассказать.

Уже само название Карловский лес – народное. Существует официальный топоним – Урочище Софиевское, то есть расположенное вблизи Софиевки. Но кто же сейчас называет рабочий поселок Карло-Марксово Софиевкой? Да, впрочем, и именем основателя научного коммунизма его называют лишь в официальных документах. Еще с начала 20-х гг. прошлого века, когда Софиевский рудник получил труднопроизносимое название «Шахта имени Карла Маркса», в народной речи прочно закрепилось короткое, хотя и не очень благозвучное наименование Карло – как для угледобывающего предприятия, так и для поселка. Кстати, словом ру́дник , а не Софиевка в первой половине ХХ века назывались в просторечии не только шахта, но и выросшее вокруг нее поселение рабочих. Это было связано прежде всего с тем, что рядом с предприятием теперь оказалось две Софиевки – деревня с таким названием и шахтерский поселок. Чтобы избежать путаницы, местные жители, особенно сельские, шахту именовали «Софийка», поселок – Рудник (с ударением на первом слоге), а деревню – Софиевка или, реже – Софье-Кондратьевка.

Но вернемся к Карловскому лесу.

В народе весь лесной массив между Горловкой и Енакиево разделяют на Воробьевский лес (участок, примыкающий к пос. Воробьевка г. Горловки и горловскому химзаводу), Веровский лес (по балке Хотняя с западной стороны Веровки), Поклонский лес (тянется от южных окраин пос. Кондратьевка вниз по долине реки Садки) и, собственно, Карловский ― тот, что простирается от северных окраин пос. Карло-Марксово до территорий Калиниского района Горловки.

Все Софиевское урочище и Поклонский лес – искусственные посадки, но по многочисленным балкам на этих землях лес рос испокон веков. Такой, поросшей лесом, была и есть доныне балка Хотняя. Она берет начало в Воробьевском лесу и тянется через все урочище до самой Веровки. По дну балки протекала речушка Шаповаловка, которая сливалась с рекой Садки. Мало кто, даже из местных жителей, знает теперь эти названия, как и то, что деревня, на месте которой расположены Веровка и Софиевка и где заканчивалась балка, называлась Хотняя (на некоторых картах XIXв. она значится как Хатняя). Шаповаловка же, по мнению местных краеведов, названа по фамилии жителя поселка. Кстати, в Карло-Марксово до сих пор живут Шаповаловы, и, возможно, кто-то из их предков был тем, чье имя запечатлено в местном гидрониме.

Это сейчас Карловский лес по разным причинам, и прежде всего экологическим, стал малопосещаемым. А в 30-е и послевоенные годы вплоть до 80-х посадка была излюбленным местом отдыха карломарксовцев. Представьте себе, что в глубине леса был построен Дом отдыха для шахтеров, там же располагался пионерский лагерь. На берегах искусственно созданного в 1936 году водоема по праздникам играл духовой оркестр, выступали агитбригады, весело гуляли на зеленых полянах, собравшись целыми дворами, с нехитрой снедью, жители Карла. В те годы все знали, где в лесу Широкая, где Вырубка, где Водокачка… Сейчас эти народные топонимы подзабылись, и хочется напомнить некоторые из них.

Гор-Горара. Какое необычное и звучное название! Оно мало кому знакомо, только местным старожилам. Но можно предположить, что оно сохранилось с давних времен, когда посадок Софиевского урочища еще не было. Да, леса не было, а гора-то была! Самое высокое место во всей округе. Видно, поэтом был человек, что придумал такое имя вершине. Как раскатистое эхо звучит это «ор-ра-ра», и сразу представляется что-то округлое, объемное : «вот такой ширины, вот такой вышины..». Весной покатые бока Гор-Горары укрыты душистым разнотравьем, среди которого и волшебная сон-трава, занесенная в Красную книгу, и заповедный шафран, и папоротник, который, как известно, цветет раз в тысячу лет в ночь на Ивана-Купала. С Гор-Горарой связано несколько местных легенд. Согласно одной из них, на вершине собираются на свои шабаши все ведьмы с окрестных мест. Наш экскурсовод – карловский старожил – показал даже место от костра, вокруг которого злые силы веселились в вальпургиеву ночь. Некоторые горловские краеведы называют эту гору Лысой, но карловчане настаивают на названии Гор-Горара, аргументируя тем, что Лысая гора находится на северной окраине Веровки.

Действительно, есть там возвышенность с таким названием, и вершина ее на самом деле лысая, без растительности, глинистая.

Есть и еще в Карловском лесу интересные места, о существовании которых забыли, как и об их названиях. Так, в глубине чащи, на склоне балки Хотняя до сих пор видны развалины старой водокачки. Место это в народе так и называлось – Водокачка. И хотя сама водокачка находилась далеко от поселка, в глубине леса, к ней вели и линия электропередач, и лесная дорога. С 30-х до начала 60-х гг. отсюда в поселок по проложенным в земле трубам подавалась питьевая вода. В то время дома в поселке не были оснащены водопроводом, и воду набирали из чугунных колонок, стоявших возле дворов, а поступала она из леса. До сих пор в зарослях можно найти остатки выложенного кирпичом резервуара. В нем вода накапливалась, прибывая из подземных источников, криниц и родников.

В балке Хотняя в былые времена журчали родники, били криницы, блестели ручьи от пробившихся сквозь густые дубовые кроны солнечных лучей. У каждой криницы – свое название. Всегда ухоженной, расчищенной от веток и ила, оборудованной каменными ступеньками была криница Солдатская. Называлась она так потому, что недалеко за балкой располагалось стрельбище, на котором солдаты воинской части, охранявшей военный объект №64 (Горловский химзавод), тренировались в стрельбе.

За Балкой Хотняя, если идти по лесу в сторону Калиновки, окажешься на безлесой, вытянутой площадке – это выход на поверхность каменного пласта, за века покрывшегося дерном, травянистыми растениями да редкими кустами рогоза. Окаймленный с двух сторон лесом, этот почти голый участок кажется просторным, широким. Отсюда и название места – Широкая.

Интересно название живописного каньона на лесистой окраине Веровки – Осичный яр. Местные его еще называют на украинский манер – Сичкы́ или Сычки. Скорее всего, народный топоним образовался от украинского слова сiкти, т.е. сечь. С давних пор на обрывистых склонах яра добывали природный камень – отсекали его от скалы, «секли» плашку. Из этого камня повсеместно в Веровке были сложены дома, хозпостройки, изгороди дворов.

Немногие люди задаются вопросом, почему именно так, а не иначе, называется родная улица, поселок, речка… Тем не менее, ни одно название не может появиться ниоткуда. За простым, знакомым с детства словом может храниться целая история, пласты жизни людей, порой совсем забытые и неизведанные.

Марина Литвинюк, газета «Енакиевский рабочий»
По материалам, собранным краеведческой группой музея общеобразовательной школы №15

Источник

error: Контент защищён.