Почему одни дети становятся отличниками, а другие двоечниками?

Зря многие думают, что если у ребенка нелады, скажем, с математикой или химией, то можно только развести руками: не дано! Нет, способности можно развить. Как? Об этом рассказывает эксперт – нейробиолог по образованию, выпускница трех престижных вузов (СПбГУ, НИУ ВШЭ и Бристольского университета), популяризатор науки и автор научно-популярных книг Ася Казанцева.

УМ И ГЕНЫ

– Ася, успехи в учебе заданы генетически?

– Генетика влияет и на интеллект, и на школьную успеваемость. Это отчетливо проявляется в близнецовых исследованиях – когда сравнивают две группы: однояйцевых близнецов (это генетически идентичные дети) и разнояйцевых (отличаются, как любые братья и сестры, но тоже родились одновременно). Так вот, школьная успеваемость по любому предмету у первых ближе друг к другу, чем у вторых. И если у одного однояйцевого близнеца все хорошо с математикой или английским, то у его брата или сестры будет так же. У разнояйцевых – необязательно.

– То есть «карму» изменить невозможно?

– Подсчитано, что гены определяют интеллект на 70%. Но среда тоже важна. Есть даже устойчивая корреляция: дети, которые росли в домах с большой библиотекой, чаще поступают в университет и его заканчивают. Дело не в количестве томов в шкафу, это просто показатель того, что в семье много факторов, благотворно влияющих на развитие ребенка. И еще важно: одного какого-то гена интеллекта нет. В мозге работает порядка 14 тысяч генов. Они по чуть-чуть влияют на разные особенности работы мозга. Мы пока не можем заниматься генетическим программированием детей, чтобы потом в пробирке получить самого умного. Но мы можем заводить детей с самым умным партнером из всех, кто вообще соглашается заводить с нами детей, и это лучшая инвестиция в будущее вашего ребенка.

МАТМЕХ ПО СИЛАМ ВСЕМ

– Возьмем готового ребенка: гены уже не изменить, но хочется, чтобы он вырос умненьким. Как его начинать развивать?

– Пока ребенок маленький, его нужно любить – обнимать, целовать… Даже крысята, которых мама вылизывает и с которыми проводит много времени, вырастают более умными и стрессоустойчивыми. С людьми таких исследований меньше, но известно: если дети брошены, если у них нет значимого взрослого, они испытывают сложности и в интеллектуальном развитии. Кроме того, есть вещи, которым нужно научиться именно в детстве. В первую очередь это речь, родной язык, вербальный интеллект. Описаны истории детей-маугли, с которыми не разговаривали годами. Если до шести лет общения не было, а потом появилось, ребенок сможет овладеть простыми словами, но грамматика ему будет непосильна. А если дотянуть до подросткового возраста, уже ничему научить не удастся. В остальном, если ребенка любят, разговаривают с ним, то любой навык умножать в столбик, изучать второй язык или знать столицы стран – дело наживное.

– Можно развить даже способность к математике, которая не всем дается?

– Можно. Дело не в том, что у кого-то гены неудачные. Просто при одинаковом объяснении учителя один ученик поймет больше и усвоит лучше, а другому то же самое будет даваться сложнее. Но если со вторым дополнительно заниматься, дать более понятные учебники, он сможет догнать более способного ученика и даже перегнать. Любого здорового человека можно развить до такого уровня, что он сможет закончить матмех. Но не любой станет гениальным математиком.

БЕСПОЛЕЗНЫХ ПРЕДМЕТОВ НЕТ

– У детей уроки, контрольные, экзамены, куча домашки… Не слишком ли большая нагрузка для мозга?

– Для мозга учеба – то же самое, что для мышц спорт. Когда мы перерабатываем информацию, мы не только ее осваиваем, но и развиваем способность запоминать, видеть закономерности, общие принципы. Поэтому не важно, чему именно учиться, важно всю жизнь чему-нибудь учиться. Особенно в юном возрасте, когда мозг быстро растет и у него легко формируются новые связи между нейронами. И те, кто интенсивно учился, смогут и во взрослой жизни эффективно работать с информацией.

– Значит, даже те предметы, которые дети считают бесполезными, потому что они «не пригодятся», все равно полезны?

– Все равно это тренировка. Конкретные факты помнить необязательно – их можно нагуглить. Но чтобы потом знать, что гуглить, и пользоваться мозгом эффективно, обязательно нужно чему-нибудь учиться.

По материалам Анны Лукьяновой, «Комсомольская правда».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

error: Контент защищён.